Красноярск 8(391) 215-30-10
RUS   ENG

Нюансы договора поставки

На вопросы читателей отвечают эксперты журнала «Расчет».

Добрый день! Некоторые сотрудники в нашей компании работают с поставщиками и клиентами без договора — на основании заявок, коммерческих предложений, подтверждений и накладных. Поясните, законны ли такие отношения?
Алексей Коваль, менеджер отдела закупок

Такой метод работы, как вы описали, называется конклюдентными действиями. По общему правилу, если лицо, получило предложение-оферту и в срок, ответило на него в отведенный для этого срок, такие действия считаются полноценным ответом (акцептом) со всеми вытекающими последствиями (ст. 438 ГК РФ, также см., например, постановление ФАС Московского округа от 17 декабря 2002 г. № КГ-А41/8004-02-Б).

Получили от контрагентов уже оформленный ими договор, директор, не вчитываясь, подписал его. А при изучении его бухгалтерами выяснилось, что партнеры не зафиксировали в нем условие о переходе права собственности? Как быть и чем это нам грозит? Заранее большое вам спасибо.
Евгения Свириденко, главный бухгалтер малого предприятия

Начнем с того, что в уже подписанный договор можно внести изменение, оформив соответствующее дополнительное соглашение. Если же такой вариант партнерам не удобен, то, по общему правилу, момент перехода права собственности совпадет с моментом фактической передачи товара покупателю, т.е. с датой подписания товарной накладной.

Здравствуйте. Попали в такую ситуацию: привезли заказанную магазином мебель. Но (не по нашей вине) часть поставленной продукции немного отличалась по моделям и расцветке. Теперь руководство торгового центра отказывается принимать этот заказ и оплачивать его. Подскажите, можно ли квалифицировать такое поведение «партнеров» как отказ от исполнения договорных обязательств?
Наталья Канарская, юрист

К сожалению, в данном случае получается, что ваша компания как поставщик нарушила условия об ассортименте товаров. Поэтому действия магазина-заказчика вполне законны. Это напрямую следует из п. 1 ст. 468 ГК РФ. Согласно этому правилу, покупатель вправе отказаться как от товаров, не соответствующих условию об ассортименте, так и от всех товаров одновременно. Такой отказ не считается отказом от исполнения обязательства и не влечет расторжения договора. Кроме того, покупатель в этом случае вправе требовать неустойку за недопоставку всей партии товара.

Подписывая договор, мы указали четкую дату поставки, а также прописали, что будем оплачивать товар в течение пяти рабочих дней после того, как поставщик доставит его на наш склад в согласованное время. Однако поставщику удалось привезти наш заказ гораздо раньше. Он сообщил нам об этом и мы согласились принять его раньше, чем указано в контракте. Но спустя неделю поставщик потребовал оплаты — по его мнению пять рабочих дней уже истекли и мы нарушаем свои договорные обязательства по срокам оплаты и за это нам «светит» неустойка. Но ведь наше руководство рассчитывало расплатиться только после указанной в договоре даты — и это написано в контракте. Объясните, кто в этой ситуации прав?

Согласие оплатить товар досрочно само по себе не меняет условий договора о сроках оплаты и порядке расчетов. Соответственно, согласившись получить товар досрочно, вы взяли на себя обязательство отсчитывать те пять рабочих дней от срока фактического их получения, а не от даты, на которую поставка была намечена ранее.

Здравствуйте. Наша компания начинает заниматься закупками и для этого собирается заключать контракты с поставщиками. Посоветуйте, пожалуйста, как для нас будет выгоднее сформулировать условия о гарантии товара.
Татьяна Скворцова, юрист

Начнем с того, что вам как фирме-покупателю все-таки придется взять на себя гарантийные обязательства в соответствии с требованиями технической документации. Если такой документации нет или там про срок не сказано, ориентируйтесь на гарантийный срок в договоре. Причем позаботьтесь, чтобы он там был указан, иначе ваш удел — в течение двух лет жить в ожидании претензий от покупателя.
Далее, непременно составьте перечень так называемых исключительных случаев — тех, при которых поставщик снимает с себя гарантийную ответственность. Укажите, что гарантийные обязательства не распространяются на повреждения, вызванные неправильной эксплуатацией и подключением товара, на товары, имеющие механические повреждения (например, вмятины или сколы), при попадании внутри устройств посторонних предметов и жидкостей, при самостоятельном ремонте поставленного товара, а также на повреждения, вызванные стихийными бедствиями.

Слышал о неком «договорном ограничении ответственности» при поставке. Поясните, пожалуйста, что это такое и каким образом этим можно воспользоваться, составляя контракт на поставку?
Александр Лукин, помощник юриста

Для того, чтобы ограничить ответственность, в договоре необходимо указать, что общая сумма начисляемой за нарушение неустойки, не может превысить, скажем, пять процентов от общей стоимости непоставленного и (или) недопоставленного товара. Следует помнить, что этика составления контрактов настаивает на том, чтоб ограничения были прописаны для обеих сторон (говоря профессиональным языком — ограничения должны быть корреспондирующими).

Главный бухгалтер нашего предприятия требует, чтобы во всех договорах поставки присутствовало условие об ответственности за необоснованный отказ от договорных обязательств. Однако, на мой взгляд, прописывать это совсем не обязательно — ведь это и так следует из нескольких норм Гражданского кодекса. Подскажите, кто из нас прав? Спасибо.
Екатерина Солдатова, юрист

Очень часто в договоре поставки (как, впрочем, и в других видах договоров), встречаются так называемые условия-«пустышки», то есть не создающие своим присутствием никакой ответственности, кроме уже установленной законодательством. Именно к этой категории относится и условие об ответственности за необоснованный отказ стороны от своих договорных обязательств (кстати, расшифровки понятия «необоснованный отказ» в законодательстве до сих пор толком не дано). Дело в том, что в Гражданском кодексе есть статья 393, которая, по сути, является эквивалентом этого условия. В ней говорится об обязанности должника возместить кредитору все убытки, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договорных обязательств.

При согласовании заказа с клиентом мы направляем коммерческие предложения, которые наши покупатели потом подтверждают. В этих документах мы отражаем все — цену, количество заказанных позиций, а также срок их поставки в неделях. Можно ли использовать коммерческие предложения как приложения к договору вместо спецификаций, которые довольно долго делать и потом подписывать? Заранее благодарен за ответ.
Илья Евтеев, менеджер отдела продаж

Если вы хотите придать коммерческому предложению статус приложения к договору, то это необходимо закрепить в самом соглашении. Однако, лучше все-таки воздержаться от замены спецификаций коммерческим предложением. Ведь спецификация — это документ, который содержит не только все параметры заказанного товара, но и подписи обеих сторон соглашения. Что же касается коммерческого предложения, то, если вдруг зайдет спор об ассортименте, модели, количестве или цене поставленной продукции, то надписи «коммерческое предложение утверждаем», сделанной вручную менеджером компании-клиента, а также подписи менеджера фирмы-поставщика, для того, чтоб доказать, что стороны действительно согласовали поставку, может оказаться маловато (например, сотрудник предприятия-контрагента спокойно может сказать, что он ничего на коммерческом предложении не писал и вообще его не видел).

Добрый день. Объясните, пожалуйста, может ли быть такое, что в договор поставки оборудования в магазин включены условия, скажем, о некоторых видах его монтажа (т.е. об оказании услуг)?
Оксана Маховенко, бухгалтер

Ничего страшного от присутствия такого условия в договоре поставки не будет. Просто такой договор уже будет считаться смешанным, и на основании п. 3 ст. 421 ГК РФ к отношениям сторон должны применяться как нормы о договоре поставки, так и нормы об оказании услуг.

Наши партнеры предлагают при приемке поставленного нами товара пользоваться не установленными актам об установлении расхождений по количеству и качеству при приемке товара (ТОРГ-2)  — они слишком «громоздкие», а разработать на их основании свой, индивидуальный акт, единый для приемки товаров по приемки по качеству, количеству, комплектности и ассортименту. Но будет ли такой документ иметь юридическую силу и можно ли будет на него ссылаться, если возникнут разногласия?
Ирина Брагинцева, бухгалтер

Если в стороны в договоре поставки согласуют условие о применении собственного акта для приемки товара, а еще лучше — сделают его одним из приложений к контракту, такой документ будет вполне правомерен и, если понадобится, сможет послужить доказательством. Коме того, те акт, о которых Вы говорите, имеет не обязательный, а лишь рекомендательны характер. Т. е., бизнесмены могут ими пользоваться, только если они сочтут это нужным. Однако если стороны заявят, что используют акт формы ТОРГ-2, то ни один установленный реквизит изменять нельзя.

Получили от партнеров их «типовой» договор на поставку стойматериалов. Особых вопросов он не вызвал, кроме одного — в тескте соглашения постоянно встречаются своего рода «международные» термины, например — «франко-склад поставщика». Что имеется ввиду — в принципе понятно, но вот допустимы ли подобные обороты во внутрироссийских договорах?
Анатолий Кручинский, юрист

Не волнуйтесь, ничего противозаконного в таких формулировках нет. Другой вопрос — удобно ли их применять к обычным, а не внешнеторговым, контрактам. А условие «франко-склад поставщика» буквально предполагает, что обязанности поставщика считаются выполненными, после того, как товар, прошедший таможенную очистку для ввоза, передан в распоряжение покупателя на его складе. Поэтому в такой ситуации можно посоветовать переговорить с партнером, и предложить ему все-таки не пользоваться такой терминологией, а вместо этого описать подробнее процедуру доставки товара, переход рисков и пр.

Оплачивая один из последних полученных заказов, мы попали в довольно неприятную историю. Дело в том, что еще на стадии обсуждения поставки партии садового инвентаря мы четко оговорили сумму товара и договорились, что заказ они доставят нам сами. После этого мы зафиксировали сумму, в которую должен был уложиться весь заказ (т. е. товар плюс доставка). Однако после того, как поставка состоялась мы получили два отдельных счета — на товар, где значилась оговоренная нами сумма, и сверх того — стоимость доставки! Переговоры ни к чему не привели... Вероятно, мы некорректно сформулировали условие об оплате товара. Пожалуйста, порекомендуйте, как нас избежать подобных ситуаций? Большое спасибо.
Ирина Камахина, бухгалтер

В Вашем случае целесообразно будет включить в договор условие о составе стоимости товара. В нем, как правило, указывается, включается ли в заявленную цену продукции НДС, а также стоимость упаковки, маркировки и доставки товара до склада Поставщика (если стороны договорились об этой услуги).

Наши поставщики все время, не смотря на договоренности (правда, устные) предоставляют нам с товаром только два документа: товарную накладную (ТОРГ-12) и счет-фактуру. Если же мы пытаемся попросить еще что-то, ответ, как правило, таков: все, что вам положено согласно условиям контракта, вы уже получили. Иногда у нас из-за этого возникают проблемы с клиентами, т. к. последние тоже желают ознакомиться с документами на приобретаемый ими товар. Как можно обязать партнеров пойти нам навстречу, а не отгораживаться неудачно сформулированными условиями соглашения?
Александр Карчук, помощник юриста

Формулирование условия соглашения — дело рук сторон этого соглашения. Поэтому предлагаем Вам внести в уже существующий договор условие, согласно которому поставщик будет обязан по вашем письменному требованию предоставлять вам положенные по закону сертификаты, а также паспорта с техническими параметрами, инструкции о эксплуатации и пр. Далее укажите, что если перечисленные документы не были затребованы непосредственно при поставке товара, вы имеете право потребовать их после совершения поставки (опять же письменно).

Мы отгрузили покупателю товар, а он сильно затянул с оплатой. За это время продукция значительно подорожала, а оплаты мы пока так и не дождались. Переговоры и претензии, к сожалению, результата не дали — бывшие партнеры просто тянут время. Собираемся обращаться в суд с иском о взыскании стоимости отпущенной продукции и убытков, причиненных в результате подорожания отпущенной продукции к моменту рассмотрения спора в суде. Как на ваш взгляд, обоснованны ли наши требования?
Светлана Михайлова, главный бухгалтер

Итак, продавец, передавший товар в собственность покупателя, но не получивший оплату за него, вправе на основании п. 3 ст. 486 ГК РФ требовать оплаты переданного товара и уплаты процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Продавец может обосновывать убытки изменением цены на товар (ст. 524 ГК РФ) в двух случаях: если продукция еще не передана покупателю и продавец использовал право одностороннего отказа от исполнения договора (п. 2 ст. 515, п. 3 ст. 523 ГК РФ), и если в договоре прямо предусмотрено право продавца требовать возврата товара в случае его неоплаты покупателем. Насколько можно судить из описанной вами ситуации, товар уже у покупателя. Посмотрите, предусмотрено ли нужное условие в договоре. Если «да», то все в порядке. Если же «нет», то придется изыскивать косвенные доказательства вашей правоты.

Наш новый партнер-поставщик предлагает нам одписать разработанный его юристами договоор. В целом, нас все страивает, кроме одной формулировки — «обратная реализация». Работаю бухгалтером недавно, с подобными вещами еще не сталкивалась. Поясните, пожалуйста, чем такая реализация может быть полезна при приемке товара и законно ли это? Заранее благодарю за ответ.
Людмила Корнич, бухгалтер

В обратной реализации нет ничего противозаконного. А полезна она может быть в том случае, если покупатель по каким-то причинам пропустит срок уведомления поставщика о несоответствии поставленного товара по ассортименту, качеству или количеству. В такой ситуации, по письменному согласованию с поставщиком (опять же — если это предусмотрено в договоре), может быть произведена обратная реализация проблемного товара. При этом, иногда стороны в контрактах прописывают правило о том, что если согласия компании — поставщика на обратную реализацию нет, то считается, что покупатель принял весь товар, поставленный поставщиком, и претензий к поставщику не имеет, а фирма-поставщик имеет право не принимать от покупателя претензий по поводу количества, комплектности, ассортимента и качества поставленного товара (п. 4 ст. 468 ГК РФ, п. 1 и п. 2 ст. 483 ГК РФ).

Гражданское право / Библиотека / Новости

Отправить запрос




Сертификация ISO 9000

Повышайте качество вашей работы, продукции, услуг, пройдя добровольную сертификацию ICO, РОССТРОЙЗАЩИТА, GMP.

Консалтинг в сфере лицензирования

Все виды лицензий: пожарная, медицинская, фармацевтическая, образовательная, на алкоголь, ЧОП, СМИ, Ростехнадзора, на черные металлы и на цветные металлы.